Первое знакомство с X может оказаться чем-то вроде шока для тех, кто работал с другими графическими системами, такими, как Microsoft Windows или MacOS.
Нет необходимости вникать во все детали различных компонентов X и их взаимодействия; однако некоторые базовые знания делают возможным использование сильных сторон X.
X не является первой оконной системой для Unix, но она является самой популярной. До работы над X команда ее разработчиков трудилась над другой оконной системой. Та система называлась "W" (от "Window"). X является просто следующей буквой в романском алфавите.
X можно называть "X", "X Window System", "X11" и другими терминами. Факт использования названия "X Windows" для X11 может задеть интересы некоторых людей; дополнительную информацию по этому поводу можно найти на странице справочной системы X(1).
X изначально разрабатывалась, чтобы быть системой, ориентированной на работу в сети с использованием модели "клиент-сервер". В модели работы X "X-сервер" работает на компьютере с клавиатурой, монитором и мышью. Сервер отвечает за управление дисплеем, обработку ввода с клавиатуры и мыши и так далее. Каждое X-приложение (например, XTerm или Netscape) является "клиентом". Клиент посылает сообщения серверу, такие, как "Пожалуйста, нарисуй окно со следующими координатами", а сервер посылает в ответ сообщения типа "Пользователь только что щёлкнул мышью на кнопке OK".
Если в этом участвует только один компьютер, например, в случае использования дома или в офисе, сервер и клиенты X будут работать на том же самом компьютере. Однако реально возможно запускать X-сервер на менее мощном настольном компьютере, а приложения X (клиенты) на, скажем, мощной и дорогой машине, обслуживающей целый офис. В этом сценарии X-клиент и сервер общаются через сеть.
Некоторых это вводит в заблуждение, потому что терминология X в точности обратна тому, что они ожидают. Они полагают, что "X-сервер" будет большой мощной машиной, стоящей на полу, а "X-клиентом" является машина, стоящая на их столах.
Запомните, что X-сервером является машина с монитором и клавиатурой, а X-клиенты являются программами, выводящими окна.
В протоколе нет ничего, что заставляет машины клиента и сервера работать под управлением одной и той же операционной системы, или даже быть одним и тем же типом компьютера. Определённо возможно запускать X-сервер в Microsoft Windows или MacOS от Apple, и есть множество свободно распространяемых и коммерческих приложений, которые это реализуют.
X-сервер, поставляемый с FreeBSD, называется XFree86, и он распространяется свободно под лицензией, очень похожей на условия рапространения FreeBSD. Имеются и коммерческие X-серверы для FreeBSD.
Философия построения X очень похожа на философию построения Unix, "инструменты, не политика". Это значит, что X не пытаются диктовать то, как должна быть выполнена работа. Вместо этого пользователю предоставляются инструменты, а за пользователем остается принятие решения о том, как использовать эти инструменты.
Этот подход расширен в X тем, что не задается, как окна должны выглядеть на экране, как их двигать мышью, какие комбинации клавиш должны использоваться для переключения между окнами (то есть Alt+Tab, в случае использования Microsoft Windows), как должны выглядеть зоголовки окон, должны ли в них быть кнопки для закрытия, и прочее.
Вместо этого X делегирует ответственность за это приложению, которое называется "Window Manager" (Менеджер Окон). Есть десятки оконных менеджеров для X: AfterStep, Blackbox, ctwm, Enlightenment, fvwm, Sawfish, twm, WindowMaker и другие. Каждый из этих оконных менеджеров предоставляет различные внешние виды и удобства; некоторые из них поддерживают "виртуальные рабочие столы"; некоторые из них позволяют изменять назначения комбинаций клавиш, используемых для управления рабочим столом; в некоторых есть кнопка "Start" или нечто подобное; некоторые поддерживают "темы", позволяя изменять внешний вид, поменяв тему. Эти оконные менеджеры, а также множество других, находятся в категории x11-wm коллекции Портов.
Кроме того, оболочки KDE и GNOME обе имеют собственные оконные менеджеры, которые интегрированы с оболочкой.
Каждый оконный менеджер также имеет собственный механизм настройки; некоторые предполагают наличие вручную созданного конфигурационного файла; некоторые предоставляют графические инструменты для выполнения большинства работ по настройке; по крайней мере один (sawfish) имеет конфигурационный файл, написанный на диалекте языка Lisp.
Политика фокусирования: Другой особенностью, за которую отвечает оконный менеджер, является "политика фокусирования" мыши. Каждая оконная система должна иметь некоторый способ выбора окна для активации получения нажатий клавиш, а также визуальную индикацию того, какое окно активно.
Широкоизвестная политика фокусировки называется "click-to-focus". Эта модель используется в Microsoft Windows, когда окно становится активным после получения щелчка мыши.
X не поддерживает никакой конкретной политики фокусирования. Вместо этого менеджер окон управляет тем, какое окно владеет фокусом в каждый конкретный момент времени. Различные оконные менеджеры подерживают разные методы фокусирования. Все они поддерживают метод щелчка для фокусирования, и большинство из них поддерживают некоторые другие методы.
Самыми популярными политики фокусирования являются:
- focus-follows-mouse (фокус следует за мышью)
Фокусом владеет то окно, что находится под указателем мыши. Это не обязательно будет окно, которое находится поверх всех остальных. Фокус меняется при указании на другое окно, при этом также нет нужды щёлкать на нём.
- sloppy-focus (нечеткий фокус)
С политикой focus-follows-mouse если мышь помещается поверх корневого окна (или заднего фона), то никакое окно фокус не получает, а нажатия клавиш просто пропадают. При использовании политики нечёткого фокуса он меняется только когда курсор попадает на новое окно, но не когда уходит с текущего окна.
- щелчок для выбора фокуса
Активное окно выбирается щелчком мыши. Затем окно может быть "поднято" и появиться поверх всех других окон. Все нажатия клавиш теперь будут направляться в это окно, даже если курсор переместится к другому.
Многие оконный менеджер поддерживают и другие политики, а также вариации перечисленных. Обязательно обращайтесь к документации по оконному менеджеру.
Подход X, заключающийся в предоставлении инструментов, а не политики, распространяется и на виджеты, которые располагаются на экране в каждом приложении.
"Виджет" (widget) является термином для всего в пользовательском интерфейсе, на чём можно щёлкать или каким-то образом управлять; кнопки, зависимые (radio buttons) и независимые (check boxes) кнопки, иконки, списки и так далее. В Microsoft Windows это называется элементами управления ("controls").
Microsoft Windows и MacOS от Apple обе имеют очень жёсткую политику относительно виджетов. Предполагается, что разрабатываемые приложения обязательно должны иметь похожий внешний вид. Что касается X, то было решено, что не нужно требовать обязательного использования какого-то определённого графического стиля или набора виджетов.
В результате не стоит ожидать от X-приложений похожести во внешнем виде. Существует несколько популярных наборов виджетов и их разновидностей, включая оригинальный набор виджетов Athena от MIT, Motif (по образу которого был разработан набор виджетов в Microsoft Windows, все эти скошенные углы и три разновидности серого цвета), OpenLook и другие.
В большинстве появляющихся в настоящее время приложений для X будет использоваться современно выглядящий набор виджетов, либо Qt, используемый в KDE, либо GTK, используемый проектом GNOME. В этом отношении наблюдается унификация внешнего вида рабочего стола в Unix, что определённо облегчает жизнь начинающему пользователю.